Информация о материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса
Средства обучения и воспитание для обучающихся лицея
Средства образования включают в себя организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия.
Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения целей.
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.
Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Выделяют 2 группы средств обучения:
а) средства, как источник информации;
б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.
Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Идеальные средства обучения |
Материальные средства обучения |
1 уровень – на уроке: |
|
Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке. |
Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО. |
2 уровень – учебный предмет: |
|
Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету. |
Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету). |
3 уровень – весь процесс обучения: |
|
Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований. |
Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые и буфеты, медицинский кабинет, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения. |
Воспитание— часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание, так или иначе, присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.
В самом широком смысле воспитание, как его трактует психологическая наука, есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, его интериоризация, т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.
Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.
Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.
Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:
- определение целей и задач;
- разработка содержания воспитания, его основных направлений;
- применение действенных методов;
- формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.
Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.
Выделяют:
- воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
- воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
- воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.
Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.
В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.
Методы и средства воспитания
Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Средство воспитания — это совокупность приемов.
Факторы, определяющие выбор методов воспитания:
- Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
- Содержание воспитания.
- Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
- Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
- Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
- Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
- Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
- Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
- Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
- Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.
Классификация методов воспитания
Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
- влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
- влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
Классификация методов воспитания на основе направленности:
- Методы формирования сознания личности.
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
- Методы стимулирования поведения и деятельности.
Оговорённые выше средства обучения и воспитания по возможности и необходимости используются в нашей школе: различные формы организации, взаимодействия, контроля, мониторинга, индивидуальной работы; технологии обучения и воспитания, направленные на формирование УУД и личностного развития; ИКТ как средства информации в образовании; связь с социумом; семьёй, как основным средством воздействия на процессы обучения и воспитания; различные психолого-педагогические приёмы в школьной среде; коммуникация со сверстниками и пр.
Материально-техническое обеспечение лицея
В школе функционирует 29 учебных кабинетов, из них 9 в начальной школе, 2 спортивных зала, столовая на 180 посадочных мест, медицинский кабинет, стоматологический кабинет, кабинет логопеда, кабинет социальных педагогов, 2 учебных мастерских, имеется универсальная спортивная площадка размером 39*18 метров (футбол), хоккейная коробка (размер 50*24 метра), оборудованная гимнастическая площадка с уличными тренажерами (25*30 метров), пришкольный участок 0,5 га.
Наименование | Количество |
Число зданий и сооружений (ед.) | 3 |
Общая площадь всех помещений (м2 ) | 4465,9 |
Количество классных комнат (включая учебные кабинеты и лаборатории) (ед.) | 29 |
Их площадь (м2 ) | 1400 |
Количество мастерских (ед.) | 2 |
в них мест | 40 |
Физкультурный зал (ед.) | 2 |
Актовый зал (посад.мест) | - |
Музеи (ед.) | - |
Размер учебно-опытного земельного участка (га) | 0,5 |
Количество посадочных мест в столовой | 150 |
Численность обучающихся, пользующихся горячим питанием (чел.) | 700 |
Количество книг в библиотеке (книжном фонде) | 35660 |
Количество кабинетов основ информатики и вычислительной техники (ед.) | 2 |
в них рабочих мест с ЭВМ (мест) | 25 |
Количество персональных ЭВМ (ед.) | 25 |
Количество персональных ЭВМ, подключенных к сети Интернет (ед.) | 25 |
Медико-социальные условия
Условия для занятия физической культурой |
2 спортивных зала (270 кв.м., 65 кв.м.) |
Укомплектованность спортивным оборудованием |
90% |
Наполняемость классов |
27,2- средняя наполняемость |
Наличие медицинского обслуживания, логопедической службы, психологической службы |
Мед.кабинет, стомат. Кабинет, психологическая, логопедическая службы |
Условия питания обучающихся в учреждении
Школьная столовая оборудована современной техникой. Имеются мясорубки, посудомоечные машины. Просторный светлый столовый зал рассчитан на 200 посадочных мест.
Столовая, оснащенная всем необходимым оборудованием.
Пищеблок (кухня, овощной цех, мясной цех, холодильные камеры и т.д.).
Между МБОУ "Лицей № 96" и МАУ "ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ДИЕТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ" ГО г. Уфа РБ заключен договор №1 от 29.08.2019 на оказание услуги по организации питания детей в МБОУ МБОУ "Лицей № 96".
Юридический адрес: 450092 Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Батырская, 39/2
Приемная: + 7 (347) 255-30-03
Касса: +7 (347) 255-44-48
Отдел питания: +7(347) 292-31-91
Руководитель: Смирнов Владимир Константинович
Охрана здоровья обучающихся
Школьный медицинский кабинетукомплектован всем необходимым для комплексной работы с детьми, которая включает в себя плановый осмотр, оказание экстренной помощи при чрезвычайных ситуациях и проведение профилактических мер в период массовых заболеваний.
Школьный стоматологический кабинет укомплектован всем необходимым оборудованием, включает в себя плановый осмотр и оказание экстренной помощи при острой зубной боли.
График работы стоматологического кабинета
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Всем педагогам и обучающимся предоставлен доступ к сети Интернет, кроме этого организована локальная сеть.
Всего в лицее 72 ПК, все с выходом в интернет и локальную сеть. Установлена программа контентной фильтрации от Уфанет (технология подключения VPN+framed-IP-адрес.IPN) для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности, лицами моложе 18 лет)
Оборудование для лиц с ОВЗ отсутствует.