Логопедические упражнения на каждый день для выработки чёткой речи
Пояснительная записка Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогом общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенёсших инсульт пли черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи. Пособие написано в связи с тем, что, работая практически, автор постоянно сталкивается с необходимостью давать подробные рекомендации каждому педагогу, родителю пли логопеду. Конечно, пособие не может заменить живое общение специалиста с пациентами пли их окружением, однако рекомендации, сопровождаемые таким «готовым» материалом, намного облегчают дело и оптимизируют приём. Текст пособия рассчитан на пациентов разного возраста. Предполагается, что пользующийся пособием сам будет отбирать те слова и фразы, которые считает доступными. То, как следует пользоваться пособием, дано в комментариях к каждому разделу или упражнениям, которые следует от начала до конца читать и говорить каждый день. Автор надеется, что оно будет полезно специалистам и близким родственникам, желающим помочь взрослым пациентам и детям с нарушениями речи обрести способность разборчиво и красиво говорить. Логопедический массаж
1. Воротниковой зоны
2. Лицевых мышц
3. Губ
4. Языка
5. Мягкого нёба Массаж воротниковой зоны лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж. Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закруглённой пластмассовой ручкой зубной щётки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого нёба и дужек проводится сверху вниз. Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться проникнуть вглубь. Логопедическая гимнастика (Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движении увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)
Губы:
1. Вытянуть – растянуть. Инструкция: растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в трубочку, чтобы получился хоботок.
2. Сжать - отпустить. Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.
3. Сложить рупором. Инструкция: Нужно сделать так, как я, чтобы получился «рупор».
4. Покусать нижними зубами верхнюю губу.
Инструкция: Та же. Язык:
1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания. Инструкция: «Нужно чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряжёнными, надо слегка похлопать по языку шпателем. Способ выполнения: Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания. Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддерживать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара. Постепенно пациент должен научиться удерживать рот открытым без посторонней помощи. Совершать языком круговые движения (облизать губы).
2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания. Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху». Способ выполнения: Если пациент не может выполнять упражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специальным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания).
3. Цоканье (присасывание языка). Выполняется по подражанию.
4. Щёлканье (подражание цоканью копыт лошади). Выполняется по подражанию.
5. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д…», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см.). Инструкция: «Нащупай (те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй (те) в них кончиком языка». Для детей это упражнение можно обозначить как «Молоток» или «Забиваем гвозди». Способ выполнения: При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА…». Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «З» и «Ж». Инструкция: «Нащупай (те) языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это упражнение можно обозначить как «Пчёлка». Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен вибрировать от попадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
7. Вести язык по верхнему небу – упереть в зубы и сопротивляться попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой. Инструкция: «Упри (те) язык в верхние зубы и дави (те) на них. Я буду толкать его обратно, а ты (Вы) не давайте, сопротивляйтесь мне». Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен упираться в верхние зубы. Обучающий шариковым зондом, чайной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта.