Главная | Регистрация | Вход Вт, 23.10.2018, 07:40

МБОУ "Лицей № 96"

Меню

Дизартрия

Дизартрия
Дизартрия- это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения и произносительной стороны речи в результате органического поражения центральной и периферической нервной системы (Е.М. Мастюкова, Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, К.В. Симонова).
Выделяются следующие этапы работы при дизартрии:
Первый этап- подготовительный
Цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов.
Направления работы: - формирование диафрагмального дыхания.
- Проводится массаж в зависимости от вида дизартрии (расслабляющий, тонизирующий).
- Развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика, при ее проведении большое значение имеет тактильно- проприоцептивная стимуляция, развитие статико- динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий).
- Развитие мимики лица (у ребенка развивают произвольность и дифференцированность мимических движений и контроль за своей мимикой. Ребенка учат по инструкции закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот).
- Активизация мягкого неба (для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения в чередовании ее расслабления и напряжения).
- Развитие мелкой и пальцевой моторики.
- Развитие артикуляционного гнозиса и праксиса осуществляется с помощью упражнений на развитие чувства положения губ и языка.
Для формирования кинестетической основы определения положения губ ребенку предлагаем произнести гласный И, заучиваем ( губы в улыбке), произнося звук У заучиваем (губы вытянуты в трубочку). Затем заучивается артикуляция сочетания звуков ИУ, УИ. Ребенку предлагается по беззвучной артикуляции определить, какой звук или последовательность звуков произносит логопед. затем работа проводится на предметных картинках, ребенку предлагается придумать слова которые начинаются с растянутого или вытянутого положения губ. Аналогично формируем представления о положении губ при произнесении гласных А, О.
Формирование представлений о положении языка осуществляется на звуках И, Д. И- язык впереди, внизу; Д- впереди, наверху. Переднее и заднее положение языка- на звуках И, К. таким образом у детей формируется представления о положении органов речи.
Второй этап- формирование первичных коммуникативных произносительных навыков.
Цель: развитие речевого общения и звукового анализа.
К первой группе звуков, которые необходимо поставить и закрепить относятся фонемы легкие в артикуляционном отношении и далекие по акустическим признакам:
гласные- [А],[О],[У],[Э],[И],согласные – [Б],[П],[М],[Ф],[В],[Ш],[Ж],[Л],[С],[Т],[К]. Самые легкие: среди гласных-[А], среди взрывных согласных-[П], среди фрикативных-[Ф],[В],[Х]. На материале этих звуков развивается фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза. Затем проводим дифференциацию звуков по артикуляционным признакам:
1. Дифференциация носовых и ротовых звуков [П]-[М].
2. Дифференциация внутри группы носовых звуков [М]-[Н].
3. Дифференциация в группе взрывных [К]-[Х]
4. Дифференциация звуков [А],[ О],[ У],[ Ы].
5. Дифференциация взрывных и африкатных [Т]-[С].
6. Дифференциация звонких свистящих, шипящих, африкат и [Р].
7. Дифференциация в группе свистящих и шипящих по акустическим признакам.
8. Дифференциация йотированных согласных.
Третий этап- формирование коммуникативных умений и навыков.
Цель- сформировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Директор лицея
Евстифеева Татьяна Александровна

Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Электронная запись в 1 класс
Образование
Администрация городского округа
ГАУ ДПО ИРО РБ
Персональные данные