Главная | Регистрация | Вход | Пн, 07.10.2024, 00:48 |
МАОУ Лицей 96 | |
Приветствую Вас Гость |
|
Дислексия и дисграфияДислексия и дисграфия
Дислексия- частичное расстройства процесса чтения, проявляется в повторяющихся стойких ошибках при чтении, обусловленные несформированностью тех психических функций которые обеспечивают процесс чтения. Р. Лалаева, Р. Беккер, А. Корнев, Т. Егоров, В. Ковшиков, Ю. Демьянов, Г. Каше, Л. Спирова. Выделяют такие формы нарушения чтения, которые предложила Лалаева:
1. Фонематическая. Ведущим дефектом является нарушение фонематического слуха и восприятия. В зависимости от варианта этой формы выделяют следующие направления работы:
А) работа над фонематическим слухом и восприятием, над дифференциацией букв по акустическим признакам.
Б) работа над фонем. слухом и восприятием, развитием звукового анализа и синтеза, развитие слогового анализа и синтеза.
2. Аграмматическая. Ведущее нарушение- недоразвитие грам. строя речи. основная задача- формирование обобщеных представлений о морфологической структуре слова и о синтаксической структуре предложения. Направления работы: уточнение и усложнение структуры предложения, развитие функции словоизменения; формирование навыков словообразования, развитие умений морфологического анализа слова, работа над однокоренными словами, закрепление грам. форм.
3. Семантическая. Ведущий дефект- нарушение понимания, несформированность звукового анализа, синтеза слов в предложении. Направления работы: развитие звукослогового синтеза, обогащение словаря, развитие грам. строя речи, формирование морфологических и синтаксических обобщений.
4. Мнестическая. Ведущее направление- недостаточность речевой памяти. Направления работы: развитие фонематического слуха и восприятия, слуховой памяти, работа над соотнесением звука с графическим образом буквы на письме, звуко- слоговой анализ.
5. Оптическая. Ведущее направление- нарушение зрительно- пространственного гнозиса и праксиса. Направления работы: развитие зрительного восприятия и узнавание цвета, формы и величины в том числе и буквенного. Уточнение и расширение объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия, развитие зрительного анализа и синтеза.
6. Тактильная. Ведущий дефект- нарушение зрения.
Направления работы: работа над семантическим и кинестетическим гнозисом и праксисом.
Дисграфия- частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением высших психических функций, участвующих в процессе письма. А.Р. Лурия, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, С.Б. Яковлева, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина работали по проблеме дисграфии.
Причины:
1) вредные воздействия и наследственная предрасположенность, т.е. задержка функциональных систем важных для письма.
2) Нарушение устной речи органического генеза( алалия, дизартрия, афазия)
3) Трудности становления у ребенка функциональной ассиметрии полушарий, трудности латерализации.
4) Задержка в осознании ребенком схемы тела.
5) Нарушения пространства и времени.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь, взаимообусловленность, структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня её развития. Устранение дисграфии проводится в комплексе с преодолением дислексии, а также формированием ВПФ и личности в целом. Организация логопедической работы у школьников может осуществляться в нескольких методологических подходах:
1-й подход соответствует современной теории логопедии и базируется на результатах логоп. диагностики детей с проблемами письма. Опираясь на рез-ты обслед-ия строится и планируется коррекц-ая работа. В основе этого подхода положен принцип воздействия на слабое звено или звенья системы письма, развитие их с учетом ЗБР и нормативных возрастных эталонов.
Направления работы:
1) совершенствования фонемного диффрен-ния звуков речи и усвоение их правильного буквенного обозначения на письме.
2) Коррекция дефектов звукопроизношения и совершенствование фонематической дифферен-ции звуков речи и усвоение их правильного буквенного обозначения на письме.
3) Совершенствование произвольного языкового анализа и синтеза способностью воспроизводить звукослоговую стр-ру слов и стр-ру предложения.
4) Соверш-ние синтаксических и морфол-ких обобщений, морфолог-го анализа и состава слова.
5) Совер-ние зрительного восприятия и зрит-ой памяти, простран-ых представлений, зрит-го анализа и синтеза, уточнение речевого обозначения пространственных соотношений (Лалаева, параманова)
2-й подход может осуществляться в широкой коррекционно развивающей работе школьного логопеда (Ястребова). Логоп. Работа одновременно над всеми компонентами речевой системы, выдел-ся 3 этапа:
1) восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Входят в развитие фонематич-го представлений и воспиятия, устранение деф-тов звукопроиз-я: развитие навыков звукового анализа и синтеза; закрепление звуко-букв. Связей.
2) Восполнение пробелов в развитии лекс-грам строя, уточнение и обогащение словарного запаса путем новых слов и словообразования. Совершен-ие грамматич-го оформления связной речи, овладение словосочетанием.
3) Восполнение пробелов в развитии связной речи: развитие и соверш-ние умений навыков построения связного высказывания; программир-ние смысловой стр-ры высказывания; установление связной последовательности высказывания; совершенствования отбора языковых средств необходимых для построения высказывания (Ястребова, Бессонова).
3-й подход наиболее полно охарактеризовано в книге Садовниковой «нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников». В отличие 1-го подхода не предусматривает соотнесения видов нарушений с определенным видом дисграфии, не предполагает жесткого следования алгоритмам логопедической работы.
Направления:
1) развитие пространственных и временных представлений.
2) Развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов.
3) Количественное и качественное развитие словаря.
4) Совершенствование слогового и морфологического анализа и синтеза слов.
5) Усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений.
6) Обогащение фразовой речи детей путем ознакомления их с явлениями многозначности. Типы учреждений: общеобразовательные школы, логопункты. |
|
Copyright МАОУ Лицей №96 © 2024 |