Главная | Регистрация | Вход Вт, 23.10.2018, 07:41

МБОУ "Лицей № 96"

Меню

Алалия

Алалия
 
Организация и содержание логопедической работы.
Моторная алалия-это системное недоразвитие экспрессивной речи центр, органического характера обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Имеются затруднения в овладении активным словарем и грамматическим строем. На основе этого нарушается звукопроизношение и смысловая сторона речи (понимание речи). Е.Ф. Саботович, В.А Ковшиков, Б.М. Гриншпун, В.К. Воробьева, Р.Е. Левина, А. Маркова, Е. Корицкая, О. Усанова, С. Шаховская. Моторная алалия возникает при поражении лобных отделов доминантного полушария (зона Брока).
В основе дефекта лежит нарушение или отсутствие экспрессивной речи. Формирование экспрессивной речи затруднено из-за нарушения аналитико-синтечической деятельности речедвигательного анализатора. Детей моторной алалией можно условно разделить на 2 группы:
- дети с преобладанием ФФН
- дети с преобладанием лексико- грамматическим недоразвитием. Неврологические симптомы проявляются в общей двигательной неловкости. Речевые симптомы при моторной алалии выражаются в нарушении всех сторон речи. Это связано как с апраксиями, так и с тем, что нарушена семантическая сторона речи. Психологические симптомы выражаются в нарушениях внимания, памяти, замедленности протекания мыслительных процессов, в зрительно- пространственных нарушениях, в расстройствах эмоционально- волевой сферы. Структура дефекта. Словарный запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики. Нарушение словаря при мот. алалии является первичным дефектом. Звуковая сторона речи. У детей с мот. алалией встречаются чаще замены и пропуски звуков, реже искажения. Особенность замены- носят диффузный характер, трудности возникают в слоговой структуре. Нарушение звуковой и слоговой структуры у мот. ал. Является первичным дефектом. Нарушение грамматического уровня речи. С трудом формируется способность изменять слова по форме, образовывать новые слова суффиксальным и префиксальным способом. Фразовая речь. Встречаются разные виды аграмматизмов: эмпрессивные, экспрессивные, структурные- это нарушение количества линейной последовательности слов в предложении. Это первичный дефект. Связная речь. Ребенок не может отобрать слова для рассказа, не может организовать слова во фразы, а фразы в связное высказывание. Коррекционная работа должна носить комплексный психолого- педагогический характер. Логопед должен в этом комплексе определить принципы и методы коррекционного воздействия, направленные на развитие личности ребенка и речи. Медикаментозное лечение направлено на ускорение созревания мозговых структур и на снятие невротических проявлений. Необходимо вести работу над развитием общей и мелкой моторикой рук, навыками самообслуживания, психических функций.
Логопедическая работа делится на несколько этапов:
1 этап: соответствует 1 уровню речевого развития, основной задачей которого является вызов у ребенка желание говорить и сделать это надо параллельно с обогащением активного словаря. Всякая речевая активность поощряется и не исправляется. При работе над звуковой стороной речи большое значение имеет последовательность усвоения звуков и определение позиции звука в слове. Поэтому берутся слова простой слоговой структуры, которая включает в себя гласные звуки А, О, У, И и согл. раннего и среднего онтогенеза. Когда преодолевается 1 речевой негативизм можно более целенаправленно заниматься звукопроизношением, начинать артикуляционные упражнения. Параллельно работаем над преодолением затруднений в слоговой структуре. Вся работа строится на усвоенных звуках. На этом этапе в речи ребенка появляются глаголы, местоимения, наречия, прилагательные. Появляется короткая, бытовая, стереотипная фраза, которая не всегда соответствует ситуации и включает в себя некоторые звукоподражания и лепетные слова.
2 этап.задачи этапа:
1) продолжить обогащать и уточнить словарь (обращается внимание на уточнение звукового состава слов и выработку умений употреблять слова в определенной последовательности, с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
2) формирование грамматического строя, преодоление аграмматизмов (встречаются аграмматизмы, нарушена программа речевого высказывания, не может отобрать слова для рассказа, объединять слова во фразу, в высказывание) параллельно идет развитие словаря. Преодоление аграмматизмов и формирование фразы растягивается на несколько лет (согласование существ. в роде, числе, падеже, употребление простых предлогов).
3) коррекция звукопроизношения, усовершенствование звукослоговой структуры слов (звуки долго вызываются и автоматизируются, при прерывании работы навык может распасться).
4) работа над связной речью (совершенствуется диалогическая форма и начинается формирование монологической речи). Основная задача этого этапа- работа над фразой на уровне простого распространения и преодоление аграмматизмов.
3 этап: появление возможности пользоваться связной контекстной речью. Основная задача- развитие связной монологической и диалогической речи. Расширяется объем разговорной речи. Беседа приобретает характер коллективного обсуждения, проводится обучение рассказыванию. Вопросно-ответная беседа по ситуации, по картинке, расширяется семантический словарь, усваиваются слова обозначающие временные понятия, обобщения, действия, учим различать однокоренные слова, работаем над словообразованием и словоизменением. Детям дошк. возраста логоп. помощь оказывается в речевых яслях и садах 5 вида, в логоп. группах при массовых детских садах, в поликлиниках, речевых стационарах, санаториях.
Коррекционная работа опирается на общедидактические и коррекционные принципы.
1 этап. Направления работы: формирование двигательной активности ( общей, пальцевой, артикуляционной); развитие понимания речи; нормализация произносительной стороны речи, которая осуществляется с помощью развития фонематического слуха и восприятия, формирование верного произношения, формирования элементарных навыков произнесения слов простой слоговой структуры по 7 этапам: воспроизведения ритмического контура слова; отраженное произнесение одинаковых слогов; устранение ошибок замены слогов; преодоление трудностей при стечении согласных; устранение перестановки слогов; работа над стечением согласных; обучение детей пониманию сложных слов.
2 этап: Формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи.
3 этап: Развитие связной речи. Проходит на материале рассказа, пересказа. Элементарной формой связной речи является пересказ, который в начале может опираться на наглядность и вопосы, затем дается только план, затем максимально усложнять материал (выборочный от 3 лица, рассказ в лицах и т.д.). Ребенку дается сначала пересказ описание, затем рассказ по сюжетным картинкам, затем творческий пересказ. Продолжаем работу над грамматикой. Сенсорная алалия- это нарушение понимания речи вследствие нарушений работы речеслухового анализатора (центр Вернике), что возникает при поражение височной доли коры головного мозга (редко встречается). В. Орфинская, Н. Траугот, Н. Жинкин, А. Лурия, А. Иполитова. В основе дефекта- нарушение импрессивной речи. Приводит к недостаточному анализу и синтезу звукового раздражителя, поступающего в кору головного мозга, и как следствие этого не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом. У ребенка не развивается слуховые дифференцировки. При С. А. Имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности речеслухового анализатора. Степени недоразвития речеслухового анализатора бывают различные, отсюда многочисленные проявления недостатков понимания. Понимание речи носит ситуативный характер, страдает различение фонетико-фонематический анализ и анализ морфологического состава слова. Пассивный словарь ниже чем активный. Наблюдается логорея, эхолалии. В целом речь ребенка с С. А. можно охарактеризовать как повышеная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствие контроля за собственной речью. Неречевая симптоматика: может быть нарушение личности, трудности в поведении, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития. С.А. в чистом виде встречается редко. В более грубых случаях не понимает речь окружающих; относится как к шуму к собственному имени, не дифференцирует звуки речи, неречевые шумы. В других случаях ребенок понимает отдельные обиходные слова, но теряется их понимание на фоне высказывания.
Направления работы:
1) развитие фонематического слуха и восприятия, элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
2) формирование произносительной стороны речи. 
3) нормализация лексико-грамматического строя речи. Главной целью коррекционного воздействия при С. А. является: развитие слухового восприятия; развитие умения анализировать речевой поток.
Основные задачи:
пробуждения интереса к окружающим и речевым звукам;
развитие потребности, желания, возможности подражать этим звукам;
дифференциация речевых и неречевых звуков. Общепедагогическая работа направлена на формирование психофизиологической основы речи (развитие высших психических функций, координации руки);
формирование основных видов деятельности; развитие зрительных установок и дифференцировок.
1 подготовительная работа. 1) необходимо занять ребенка неречевой деятельностью (лепка, конструирование …).
2) научить подчиняться неречевым инструкциям и стараться тормозить их беспорядочную речь.
3) учим воспринимать неречевые звуки. 2 этап. 1) учим различать высоту, силу голоса (брать звуки приближенные к речевым).
2) работа с короткими лепетными словами (голоса животных, плач ребенка).
3 этап. 1) работа над развитием понимания речи. На первых порах сопровождается мимикой и жестами. Позднее они убираются, ребенок выполняет инструкцию только на основе слова.
2) работа над развитием словаря. Достигается путем повторения одних и тех же фраз в различных вариациях. Параллельно усваивается и грамматические стандартны. Когда ребенок сможет по подражанию понимать речь, следует установить четкие конструкции ( ложись спать, идем гулять).
4 этап. Как можно работать необходимо обучать грамоте, хотя письмо и чтение у них оказывается нормальным. Ребенок с С.А. более легко овладевает письменной речью и ее пониманием, чем устной. Это связано с большей сохранностью зрительного анализатора. Через обучение грамоте расширяется и уточняется понимание речи. Обучаем детей глобальному чтению (Зайцева).

Директор лицея
Евстифеева Татьяна Александровна

Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Электронная запись в 1 класс
Образование
Администрация городского округа
ГАУ ДПО ИРО РБ
Персональные данные